22:02
«Развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности»

В условиях перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно - образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Развитию творческого потенциала дошкольников полной мере способствует реализация системно-деятельностного подхода.

Основная цель данного подхода в воспитании: научить не знаниям, а работе.

Для этого педагог ставит ряд вопросов:

— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

— какие методы и средства воспитания выбрать;

— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, на­блюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для дошкольников характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения и применения.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. На первый взгляд, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, можно увидеть, как ребенок воспринимает предметы по цвету, форме, назначению, осваивает сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, опробования возможностей любого нового материала.

С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. Можно отнести к этому типу материалов разного рода мозаики, вкладыши, игровые модули Монтессори, пирамидки, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий, пазлы и т.п.

В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием. Это разнообразные мнемотаблицы, наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению средствами внутренней мыслительной деятельности.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности.

Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить логическое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Познавательно-исследовательская деятельность может быть организована в форме:

Наблюдения

Экскурсии

Решения проблемных ситуаций

Экспериментирования

Коллекционирования

Моделирования

Проектной деятельности

Игры с правилами

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приёма пищи, организованной образовательной деятельности, игры, прогулки, сна, умывания, трудовой деятельности, и т.д. Создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Провела эксперимент с веточкой. Наблюдали, сколько нужно времени, чтобы появились зеленые листочки; выяснили, что зимой времени нужно больше, чем весной. Таков закон природы.

Провела опыты в режимные моменты: «Песочные часы», «Как увеличить предмет», «Свойства магнита», «Свойства воздуха», «Что такое компас?», «Как делают мыло?» и т.д.

Тему исследования вам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно ему интересно.

Благодаря опытам и экспериментам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является метод проектирования. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!

Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны. В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т.д. В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др.

Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» говоря об овощах и фруктах, провела с детьми опыты «Тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор, «Почему апельсин без кожуры тонет».

Дети определяли овощи и фрукты на вкус. Попробовав морковку, они узнали, что она сладкая, а не горькая; вспомнили, что в овощах и фруктах много витаминов для нашего здоровья.

Некоторые педагоги считают, что продуктивно-исследовательской и проектной деятельностью могут заниматься далеко не все воспитанники, а только дети старшей и подготовительной группы дошкольного учреждения. Вопрос состоит лишь в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту.

При выборе тем исследовательской и проектной деятельности ребенку необходима разумная помощь педагога, он должен предложить выбор тем или мотивировать к их поиску и деятельности.

Педагог А.И.Савенков разработал «Методику исследовательского обучения».

Целью данной методики является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. Педагог выделяет следующие этапы исследования дошкольников:

-выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

-выработку гипотез;

-поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовку материалов исследования к защите;

-защиту.

Одним из важнейших направлений проектно-исследовательской деятельности, осуществляемой в группе, является взаимодействие с родителями. Детьми нашей группы реализованы индивидуальные исследовательские проекты Огорелковой Ульяной «Свойства воды», Акбуляковым Денисом «Условия для прорастания гороха», Клочневым Максимом «Воздух вокруг нас».

Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Способность детей к исследовательской и проектной деятельности необходимо планомерно и систематически развивать.

Вывод: Поэтому познавательно-исследовательская, проектная, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

 

Литература:

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. 4. Опыты, эксперименты, игры. СПб.: Детство-Пресс, 2015                                                                                                5. Ромодин В., Ромодина М. Почему дует ветер? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет. СПб.:Питер, 2014

6. Интернет-ресурсы.

 

Категория: Родителям | Просмотров: 154 | Добавил: rudenko | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 3
avatar
0
Благодарю,Айгуль , за интересную консультацию.
avatar
0
2 ylia_sidenko77 • 20:09, 10.02.2020 [Материал]
Интересная и полезная консультация, спасибо Айгуль Рафиковна.
avatar
0
3 iulafanasieva2013 • 10:57, 22.02.2020 [Материал]
Спасибо . Будем стараться дома проводить экпрерименты с детьми.
avatar