Конспект организованной образовательной деятельности "Хлеб - всему голова"

Цель: способствовать закреплению знаний детей о процессе посадки зерна и выпечки хлеба, воспитанию бережного отношения к хлебу и уважения к труду людей;

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить представление детей об истории появлении хлеба, как продукта питания
  2. Учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц, умение делать выводы, обобщения.
  3. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие: 

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.

Методы:

  1. Словесные — художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки); чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
  2. Наглядные — образец действия взрослого, презентации.
  3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом); пальчиковая гимнастика; изготовление схемы «появления» хлеба.

Приёмы:

  1. Игровой
  2. Похвала
  3. Поощрение.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Социально- коммуникативное развитие
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  5. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  6. Информационно-коммуникативные технологии

Словарная работа: колосья, пшеница, злаки, жито, элеватор, мельница, хлеборобы, комбайнеры

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
  2. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
  3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный» А. Кольцова: «Песня пахаря» А. Владимирова: «Земля на зёрнышке стоит»
  4. Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», р.н. с.» «Колосок»
  5. Оформление мини-музея хлеба.
  6. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин – булочная», «Пекарня», «Семья»
  7. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Подбери пару», «Узнай и назови».

Материалы и оборудование:

  1. Небольшая коробочка
  2. Колосья пшеницы (на каждого ребенка)
  3. Лупы (на каждого ребенка)
  4. Кусочек хлеба (125 грамм)
  5. Презентация «Как хлеб к нам на стол пришел»
  6. Иллюстрации с изображением последовательности появления хлеба
  7. Макет мельницы
  8. Мольберт, магниты
  9. Картинки клей, салфетки, с изображением последовательности появления хлеба, лист белой бумаги (на каждого ребенка)
  10. Карточки «Сигналы светофора» (на каждого ребенка)
  11. Интерактивная доска

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход ООД:

1.Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

(Дети рассаживаются на стулья)

  1. Создание проблемной ситуации

Воспитатель:Ребята, сегодня я принесла загадочную коробочку. Я всего лишь знаю, что в ней находится «чудо земли».

Послушайте загадку:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

-Конечно же это хлеб! (слайд 1)
- О чем мы сегодня с вами будем говорить? (о хлебе).

В народе говорят: «Хлеб-всему голова». Почему так говорят? Как пришел к людям хлеб?

Я предлагаю вам это сегодня выяснить.

  1. Рассказ педагога об истории появления хлеба

Хлеб имеет длинную историю. Было это очень, очень давно. Тогда люди жили еще в пещерах и еще не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и лесам, собирали разные съедобные травки, корешки, травки и плоды, чтобы не умереть с голоду. И человек попробовал жевать зерна, и они ему понравились.

- И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки. Человек стал растирать зерна камнями (жерновами), и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб.

  1. Моделирование детьми схемы появления хлеба (в картинках

Воспитатель:

-Ребята, что изображено на рисунках? О чем они рассказывают? (На мольберте иллюстрации из серии «Как выращивают хлеб?» в произвольном порядке) (о том, как выращивают хлеб; готовят землю перед посевом зерна; сеют зерно в землю и т.д.).

- Подскажите пожалуйста, а в правильной ли последовательности расположены картинки?

- Предлагаю выстроить их по порядку и рассказать, как же все-таки хлеб попадает на наш стол, люди каких профессий для этого трудятся.

(Дети по очереди выкладывают картинки, объясняют действия и называют профессию: пашет землю тракторист; готовит землю, сеют, выращивают, убирают хлеб-хлеборобы)

- Как называют одним словом людей, которые трудятся на полях? (хлеборобы)

Из зёрен вырастают колосья, а в каждом колоске много, много зёрен.

-Что еще нужно для того, чтобы вырос хороший урожай? (солнце, влага и тепло)

  1. Этюд «Колоски»

- Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

6. Исследовательская деятельность

- Посмотрите, сколько у нас появилось колосков. (Обращает внимание на вазу с колосьями)

- Послушайте стихотворение, о чем оно.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате — зерно,

Спелой зрелостью полно.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышкам)

- А как вы думаете, на самом деле это так или нет?

- Давайте рассмотрим колоски пшеницы с помощью лупы и проверим, так ли это.

(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы)

- Ну что, ребята, в стихотворение говорится всё правильно?

- А как выглядят сами колоски? (стебель, зернышки, усики)

7. Пальчиковая гимнастика

- Сейчас попробуем растереть пальчиками колоски в ладошках. (Дети встают из-за столов, проходят на стулья, продолжается работа у мольберта)

Воспитатель:Когда зерна хлебов созревали, начинается горячая пора для хлеборобов- и называется она жатва.

- Отгадайте загадку:

«По полю идёт, рожь, пшеницу срезает,

Из широкой трубы зерно вытекает» (комбайн)

- Кто работает на полях?

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. По сигналу комбайнёра машина, полная зерна, уезжает с поля.

- Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет? (нет)

-Почему нельзя? (они ещё сырые и не прошли обработку)

- Куда отвозят колосья с поля? (в зернохранилище или элеватор)

Элеватор – здание для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.

- А куда везут зерно после элеватора? (на мельницу, мукомольный завод)

- Для чего?

- Посмотрите, что это? (рассматривание макета мельницы)

- На таких мельницах делали муку раньше. Жернова крутились с помощью ветра - их называли «ветряные мельницы» или воды- это были «водяные мельницы. В наши дни зёрна пшеницы на мукомольном заводе превращают в муку с помощью электрического тока.

Давайте посмотрим, как это было в старину, когда еще не было электричества

- Что делают с зерном на мельнице? (зерно перемалывают в муку)

- Как называют профессию человека, который работает на мельнице? (мельник)

- Куда потом везут муку? (на хлебозавод)

- Что происходит дальше? (пекари пекут хлеб)

-Что пекут из муки? (хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и др.).

- Какие их называют одним словом? (хлебобулочные изделия)

- Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари. Давайте еще раз назовем эти профессии (трактористы, хлеборобы, комбайнеры, шофера, мельники, пекари).

- Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба
  • Хлеб бросать-труд не уважать
  • Хлеб-батюшка, водица-матушка
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • Хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда
  • Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
  • Худ обед, коли хлеба нет.
  • Будет хлеб — будет и обед.
  • Без хлеба и медом сыт не будешь
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Без хлеба нет обеда.

8. Продуктивная деятельность

- Сейчас предлагаю Вам подойти к столам и выбрать картинки и поочередно сложить последовательность появления хлеба на нашем столе. (Дети выбирают картинки, наклеивают на своем листочке)

- Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

- С древнейших пор к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью.

(показ слайдов)

Хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

А было время, когда кусочек хлеба был дороже золота

Велико было его значение в годы Великой Отечественной войны. Не было зерна, хлеб пекли из шелухи, травы, из сосновых иголок, мерзлой картошки. Тогда хлеб давали по маленькому кусочку, 125 гр на весь день!!! (показать детям, сколько это 125г)

Люди понимали, что хлеб-это жизнь. Самым желанным в те военные годы был кусочек настоящего хлеба из пшеничной или ржаной муки.

9. Игра «Пожелание»

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

«А сейчас мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмемся,

и друг другу на прощанье

мы подарим пожеланье…»

- Давайте напомним друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.

(Никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол, будем беречь хлеб)

10. Рефлексия (метод «Светофор»)

- Что вам понравилось и запомнилась наше сегодняшнее занятие?

- Люди каких профессий трудятся для того, чтобы хлеб был на нашем столе?

- Предлагаю каждому из вас подумать и выбрать подходящий для вашего решения сигнал светофора:

  • Зеленый-побольше таких дел, было поучительно
  • Желтый- понравилось, но не все интересно
  • Красный-мне не понравилось, было скучно

Воспитатель: Всем спасибо за работу!

Категория: Коллегам | Добавил: rudenko (01.02.2020)
Просмотров: 156 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 iulafanasieva2013 • 11:56, 22.02.2020 [Материал]
Спасибо, за хорошии конспект
avatar
0
2 ok22sana78 • 14:46, 22.02.2020 [Материал]
Отличный конспект.
avatar