Конспект совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет «Свойства воды»

 

Цель: развитие речевой активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей со свойствами воды;
  • обогащать речь существительными, прилагательными, характеризующими ее свойства;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение делать умозаключение, самостоятельно формулировать выводы;

Развивающие:

  • развивать связную речь детей;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, умение анализировать
  • учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;

Воспитывающие:

  • воспитывать умение действовать в коллективе, организованно работать в группах;
  • воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу.

Методы и приемы:

Наглядные: карточки для фиксирования результатов опытов с изображениями исследуемых свойств воды, геометрические фигуры (по 3 шт. 4х видов)

Экранно-звуковые: компьютер, музыкальные колонки, проектор

Оборудование: мольберт, магниты, указка, фартуки, салфетки;

Для первого опыта: бутылочки с питьевой водой- 3 шт., одноразовые стаканчики- 6 шт.;

Для второго опыта: 3 пластиковых стаканчика с питьевой водой, 3 ст. - с соком;

Для третьего опыта: 3 пластиковых стаканчика с водой, 3 трубочки для коктейля;

Для четвертого опыта: 3 пластиковых стаканчика с водой, 3 пластиковых стаканчика с молоком, 3 пластмассовые ложечки.

 

Ход совместной деятельности:

I этап: Мотивация деятельности детей.

Воспитатель: Сегодня прекрасный день, и я уверена, что он принесет нам много интересного.

II этап: Актуализация знаний.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадки:

-Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет

Никуда я не пойду, покуда он идет.

(дождь)

-Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе

(облако или туча)

(Постепенно по мере отгадывания появляются изображения отгадок: дождя, тучки)

- Как можно назвать одним словом то, что вы видите? (природные явления)

-А из чего они состоят? (из воды)

- А где еще бывает вода? (ответы детей: в реках, морях, лужах и т.д.)

(Показ слайда «Круговорот воды в природе»)

- Да, ребята, вода в морях и реках обитает

И тучкой по небу летает.

А как наскучит ей летать,

Дождем на землю упадет опять.

- Это явление называется «круговорот воды в природе».

- Давайте повторим вместе.

Воспитатель: Представьте, что вы такие же тучки.

Малоподвижная игра «Тучки»:

Летели по небу тучки,

Тучки, четыре штучки.

Тучки летели, тучки кружились,

В большую тучку объединились.

Тучке летать тяжело стало,

Капельками на землю она упала

Что же, капли, поднимайтесь,

В тучу снова собирайтесь!

(Дети хаотично «летают», широко расставив руки, объединяются в пары, кружатся в парах, встают в хоровод, падают на ковер, встают и объединяются в круг)

Воспитатель: -Какие из вас прекрасные капельки получились!

III этап: Создание проблемной ситуации.

- А вот и еще одна капелька!

(обращает внимание детей на слайд «капелька»)

Воспитатель: Кто ты и откуда?

Аудиозапись «Голос капельки»:

- Здравствуйте, ребята. Я- одна капелька из большой семьи. Моя семья –вода. Я потерялась и не могу найти свою семью. Как же узнать воду? Какая она? Помогите мне пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, что случилось, о чем нас просит капелька? Поможем ей? Для этого нам потребуется выяснить, какими же свойствами обладает вода, как же ее нам узнать?

IV этап: Решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Я приглашаю Вас в лабораторию.

- А чем занимаются в лаборатории? (делают опыты, изучают что-то новое)

- Кто работает в лаборатории? (лаборанты, ученые)

- В нашей лаборатории опыты проводить будут научные руководители. (Дети - научные руководители проходят к своим столам, надевают шапочки, фартуки).

- Но им нужна ваша помощь. Кому из них будете помогать, выбирайте сами. Подходите, берите геометрическую фигуру и проходите за свой стол.

(на каждом из 4х столов стоит табличка с геометрической фигурой, дети также надевают фартуки и садятся на стулья).

Аудиозапись: Внимание аудитория!

Говорит лаборатория!

Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было.

Поздравляю вас с прибытием!

Делайте свои открытия!

Воспитатель: Ребята, большая просьба! После того, как Вы проведете опыт и узнаете о свойстве воды, пожалуйста, поделитесь с нами своим открытием! Обратите внимание на схемы, которые лежат на столах и выберите подходящую к Вашему опыту.

- Но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело

Пролил воду, не беда!

Тряпка под рукой всегда!

 

V этап: Работа в микрогруппах.

Работа за 1 столом. Опыт№1 «Вода- жидкость»

(Цель: установить, что вода- жидкость)

1-й научный руководитель: (беседы в микрогруппах). Перед вами бутылочки с питьевой водой, откроем их. Возьмем один из стаканчиков и нальем воду из бутылки. А теперь аккуратно попробуем перелить часть воды из одного стаканчика в другой стаканчик.

Льется вода? Почему ее можно перелить? (ответы детей)

1-й научный руководитель: если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Что вы сейчас делали с водой? Какая картинка подходит к нашему опыту?

(детей выбирают картинку с изображением льющейся в сосуд воды, вместе проходят к мольберту, закрепляют карточку и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Что вы делали с водой? (Переливали. Дети подтверждают, что вода льется, ее можно переливать, откуда формулируют вывод, что вода жидкая).

- Верно, вода жидкая, ее так и называют жидкостью.

- Спасибо, присаживайтесь на стулья.

Работа за 2м столом. Опыт №2 «Вкус воды»

(Цель: установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)

2-й научный рук-ль :(беседы в микрогруппах) Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли вода вкус? (попробовать на вкус)

- Верно, попробовать.

- Перед вами два стакана. Попробуйте, что у Вас в 1м стаканчике? (вода).

- Какая она на вкус? (безвкусная)

- А во втором стаканчике? (сок)

- Отличается ли на вкус вода от сока? (да, отличается, вода не имеет вкуса, а сок вкусный, сладкий, вода безвкусная).

- Какой вывод мы можем сделать? Правильно, вода - безвкусная.

- Какую картинку вы выберете? Почему именно эту? Все ли согласны?

(Дети выбирают табличку, также вывешивает ее на магнитную доску).

Воспитатель: (обращается к детям 2й группы).

- Поделитесь своим открытием! Какой опыт проводили Ваша группа? Что Вы узнали?

- Правильно, вода не имеет вкуса.

- Спасибо, проходите на стулья.

Работа за 3м столом. Опыт№3 «Вода пропускает воздух»

(Цель: установить, что вода пропускает воздух)

3-й научный рук-ль: (беседы в микрогруппах) Вдохнем воздух и тихонечко подуем через соломинку в воду. Что образуется? (пузырьки). Вода пропустила воздух?

- Какой вывод мы можем сделать? Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.

Воспитатель: Какую картинку выбрали? Почему именно эту? Все согласны?

 

Работа за 4м столом. Опыт №4 «Прозрачность воды»

(Цель: установить, что вода прозрачная)

4-й научный руководитель: (беседы в микрогруппах). Возьмем стакан, опустим в нее ложечку. Мы видим ложку? А теперь опустите ложечку в стакан с молоком. Видим ложку? Почему в воде видим, а в молоке нет? Значит, какая в стакане вода?

Верно, вода прозрачная. Подберем подходящую для нашего опыта с картинку.

Воспитатель: Почему вы выбрали именно эту картинку? Все согласны?

 

VI этап. Закрепление самоопределение).

Воспитатель: Ребята, поделитесь пожалуйста своими открытиями, расскажите, с какими свойствами воды вы сегодня познакомились.

(дети выходят к мольберту микрогруппами, рассказывают о своих действиях и выводах, присаживаются на стулья)

- Молодцы. Ну, что ж, капелька, теперь ты узнаешь свою семью, воду? Ой! А где же капелька? Наверное, ушла на поиски.

(слайд «Капелька среди воды»)

Воспитатель: Смотрите, вот же капелька! Нашла свою семью, значит наши открытия ей очень помогли. Капелька без своей семьи – воды не может.

- Ребята, а человек может прожить без воды? (нет)

- Почему? (ответы детей)

-Кому еще нужна вода? (животным, растениям)

Воспитатель: Вода -это радость земли.

Вода -это счастье земли.

Вода- это чудо земли.

Воду ты всегда береги!

- А наша волшебная капелька дарит Вам вот такие маленькие веселые капельки хорошего настроения!

 

 

Категория: Коллегам | Добавил: rudenko (01.02.2020)
Просмотров: 145 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 ylia_sidenko77 • 20:24, 10.02.2020 [Материал]
exclaim
avatar
0
2 oxi • 07:31, 13.02.2020 [Материал]
Айгуль Рафиковна,занятие очень интересное,возьму на заметку smile
avatar
0
3 iulafanasieva2013 • 11:51, 22.02.2020 [Материал]
Спасибо, хороший материал. Познавательно, соблюдено все согласно цели, и задачами. biggrin
avatar