Педагогическая находка

Возраст детей:  дошкольный возраст 5-6 лет

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, исследовательских и речевых навыков в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. Уточнить знания детей о зимних изменениях в природе и о новогоднем празднике.

2. Способствовать развитию умения выделять особенности свойств настоящего и искусственного снега на основе анализа, сравнения и обобщения.

Развивающие:

3. Активизировать в речи применение качественных прилагательных, упражнять в формировании ответов с использованием этих прилагательных.

4. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу

5. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

6. Развивать внимание, восприятие, мышление, мелкую моторику руки

Воспитывающие:

7. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание добиться положительного результата в процессе работы.

Место проведения: групповая аудитория ДОУ

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Форма организация детских видов деятельности:

Коллективная: совместная деятельность педагога с детьми (приветствие, беседа о свойствах снега, крахмала), исследовательская деятельность (изготовление искусственного снега из крахмала и жидкого мыла); самостоятельная деятельность: продуктивная деятельность (украшение елочной игрушки-шарика)

Материалы и оборудование: интерактивная доска, столы для «зимней лаборатории» и для «новогодней мастерской», елка (высотой 60см), 2 коробочки, оформленные снежинками, мяч.

Раздаточный материал: для экспериментирования: тарелочки,по 2 одноразовых стакана с крахмалом и жидким мылом; для продуктивной деятельности: пенопластовые шары, кисти (на каждого ребенка и воспитателя, клей ПВА, тарелочки для клея, влажные салфетки, в разных тарелках украшения для шаров- мелкий дождик, конфетти, пайетки, прищепки и крючки для шаров.

Словарная работа: лаборатория, активизация в речи детей свойств снега и крахмала.

Предварительная работа: наблюдения в природе; ведение календаря природы; работа по мнемотаблицам; чтение произведений об зиме, Новом годе; рассматривание картин, иллюстраций, слайдовых презентаций; составление рассказов; слушание музыкальных произведений; разучивание пословиц о зиме, отгадывание загадок о зиме и новогоднем празднике; эксперименты со снегом.

Методы и приемы:

  • игровые: приветствие, пальчиковая гимнастика, физминутка;
  • наглядные: презентация «Чудеса под Новый год»;
  • практические: экспериментальная деятельность, украшение елочных шаров.
  • словесные: вопросы к детям, знакомство с понятием «лаборатория», беседа, рассказ о свойствах снега и крахмала, художественное слово (загадки), активизация словаря, речевая игра «Какой снег?»;
  • стимулирующие: похвала, тактильный контакт, настрой на успешную деятельность, подбадривание неуверенных детей.

Технологическая карта

Этап, продолжительность, задачи этапа

Содержание деятельности

Деятельность педагога.

Используемые формы организации детей, методы и приемы

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Психологический настрой,

1 мин.

Организация детей, создание положительного эмоционального настроя.

(Дети и педагог встают в круг)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей, устанавливает зрительный контакт.

Методы, приемы: игра-приветствие

Коммуникативная

Приветствуют друг друга, принимают участие в игре

Готовность принять участие в деятельности

Вводно-организацион

ный

1 мин.

Выявление знаний детей о признаках снега.

- Скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

- Чем вам нравится зима?

- Ребята, какие признаки зимы вы знаете?

Задает вопросы, проводит беседу.

Методы, приемы: беседа о том, чем нравится зима, признаках зимы, демонстрация наглядности

Коммуникативная

Отвечают на вопросы, высказывают мнения на основе имеющегося опыта, выстраивают полный ответ.

Формальная

готовность к

предстоящей

деятельности,

привлечение

произвольного

внимания.

Актуализация опорных знаний

3 мин.

Актуализация знаний детей о снеге.

- А вот о каком из признаков мы с вами будем сегодня говорить, вам подскажет загадка:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

- Правильно, мы с вами будем говорить о снеге.

(проводится игра с мячом «Какой снег зимой?»)

Задает вопросы, выслушивает ответы детей, стимулирует детей к речевой активности, обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие в решении поставленных вопросов.

Методы, приемы: загадывание загадки, словесная игра «Какой снег?»

Коммуникативная

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Мотивационно-побудительный

1 мин.

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

- Как Вы думаете, что произойдет со снегом, если мы его принесем в группу?

- Мы с дочкой тоже задумались над вопросом: «Как же сделать такой снег, который не растает в помещении?»

-А вы, ребята, знаете, как можно приготовить такой снег?

Формирует интерес детей к теме деятельности, создает проблемную ситуацию, активизирует мыслительную деятельность детей

Методы, приемы: вопросы к детям

Коммуникативная

Вступают в речевое взаимодействие, предлагают варианты решения проблемы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, любознательности

Восприятие и

усвоение нового

5 мин.

Формирование знаний о способе приготовления искусственного снега и закрепление правил поведения в лаборатории

- Мы написали письмо ученым. Они нам ответили, что оказывается, можно изготовить такой снег из самых простых компонентов: крахмала и жидкого мыла.

- А Вы, ребята, знали об этом?

- Хотите попробовать?

-Тогда, я приглашаю Вас пройти в нашу зимнюю лабораторию.

- А что такое «лаборатория»?

- Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лаборатории? Давайте посмотрим на экран и вспомним, что можно делать в лаборатории, а что нельзя?

Преподносит новую информацию.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы к детям, демонстрация наглядности.

Коммуникативная

Воспринимают полученную информацию с опорой на наглядность проговаривают правила поведения в лаборатории, принимают участие в беседе.

Готовность детей принять участие в экспериментальной деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность

4 мин.

Формирование представлений о свойствах крахмала

знакомство детей со способом получения искусственного снега из мыла и крахмала через опытно- экспериментальную деятельность

-Ребята, посмотрите, в стаканчике под №1 -крахмал. Какого он цвета? На что он похож? Из чего изготавливают крахмал? (если дети не знают ответ, уточняет: его изготавливают из картофеля или кукурузы, из крахмала еще варят кисель). Попробуйте его высыпать на тарелку. Значит он какой?

Потрогайте его, что вы слышите?

Попробуйте сделать из него комочек, получился? Почему? Вспомните, что предлагали добавить ученые, чтобы получился искусственный снег? Во втором стаканчике-жидкое мыло. Перелейте его в крахмал и аккуратно перемешайте его ложкой. Вот теперь попытайтесь сделать комочек. Получилось? Что вам это напоминает?

Давайте поиграем с комочками.

Раз, два, три, четыре,

С вами мы снежок лепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Какие у вас комочки?

Если бы у вас в руках был настоящий снег, что произошло бы с ним? А искусственный снег тает в руках в помещении? У нас получился снег, который не тает? В чем мы с вами убедились?

- Сейчас я предлагаю вам положить свои снежки в коробочку, вытереть руки влажной салфеткой и поиграть.

Обсуждает, уточняет ответы детей, стимулирует любознательность, интерес, подводит к выводам, организует направленное внимание, выслушивает мнения детей, комментирует высказывания, вводит элемент новизны, настраивает детей на исследовательскую деятельность, организует «поиск» нового знания, варьирует ход познавательно-исследовательской деятельности.

Методы, приемы:

эксперимент «Изготовление искусственного снега», беседа,

обсуждение результатов

экспериментальной

деятельности.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность

Участвуют в ситуативном диалоге, рассуждают, определяют сходства и различия снега и крахмала. Участвуют в практической, экспериментальной работе. Обсуждают результаты

эксперимента, высказывают свое мнение.

Развитие познавательной активности. Создание искусственного снега.

Осознанные умения по изучению свойств искусственного снега с помощью экспериментирования (он не тает в руках, значит, не растает в помещении). Умение детей рассказать о результатах исследования.

Динамическая

пауза

1 мин.

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

А перед ними ёлочка)

Пушистая, в иголочках.

Вовлекает детей в совместную игровую деятельность

Методы и формы:

игра малой подвижности «Мы к лесной опушке вышли»

Игровая, двигательная

Выполняют действия, в соответствии с текстом игры

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Уточнение

имеющихся

представлений

3 мин.

Мотивация к практической деятельности

- Символом, какого праздника является елочка?

- Без каких героев не бывает этого праздника?

- Чего все дети ждут от Дедушки Мороза?

-Да, ребята, Дед Мороз приходит к людям только под Новый год. И именно в это в это время происходят чудеса, исполняются самые заветные желания и происходит волшебство.

Давайте закроем глаза и скажем «Раз, два, три, волшебство наступи!»

- Ой, ребята, посмотрите, а волшебство и правда произошло: наши снежные комочки превратились в шары.

- Обратите внимание на нашу елочку, она готова к празднику?

- Можно нашими шарами украсить елочку?

- Тогда я предлагаю вам пройти в новогоднюю мастерскую и сделать наши шары праздничными.

Направляет

деятельность

воспитанников

наводящими

вопросами, побуждает

детей к

ответу, создает «волшебство».

Методы и приемы:

беседа, сюрпризный момент.

Коммуникативная

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Воспроизведение информации о традициях празднования Нового года.

Практическая работа

3 мин.

Формировать

субъектные

проявления:

навыки

сотрудничества,

доброжелательность,

самостоятельность, способствовать развитию творческой активности детей.

-Выбирайте любой материал, который вам больше нравится, нанесите клей на шар и приклейте украшения

- Ребята, кто украсил свой шарик, подходите ко мне.

- Посмотрите, какие получились ваши шары?

- Ну что, украшаем нашу новогоднюю елочку?

-Но перед тем, как повесить свой шарик, закроем глаза и загадаем самое заветное желание, ведь на Новый год случаются чудеса и сбываются желания!

Организует

практическую

работу детей, оказывает необходимую помощь,

эмоциональную

поддержку, организует

взаимодействие в достижении результата.

Методы и приемы:

выполнение практической

творческой работы, беседа, фронтальная работа, индивидуальная помощь, подсказка.

Продуктивная

Выполняют практическую

работу, взаимодействуют друг с другом и педагогом

(задают вопросы, помогают,

договариваются, обмениваются предметами).

Создание новогоднего шара, украшенная елочка.

Заключительная часть. Рефлексия. Самооценка.

2 мин.

Подведение итогов совместной деятельности, формирование элементарных навыков самооценки.

-Ребята, Вы сегодня молодцы!

-Мне понравились ваши шары.

- Получилось ли у нас сделать искусственный снег?

-О чем Вы расскажете своим друзьям и родителям?

-Что вам понравилось? Предлагаю вам выбрать смайлики разного цвета.

-А я желаю Вам здоровья, исполнения желаний. Спасибо Вам за работу.

Задает вопросы, дает оценку деятельности детей, представляет возможность оценки эмоционального состояния с помощью смайликов

Методы и приемы:

Беседа, вопросы к детям, обсуждение, фронтальная работа.

Коммуникативная, рефлективная

Высказываются

по поводу усвоения

полученной информации,

делятся впечатлениями о

проведенной

совместной

деятельности.

Осознание

себя, как

участника

познавательного

процесса, сформированность

элементарных навыков

самооценки.

Список источников:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010.-192с.
  2. Нищева Н.В. Опыты, эксперименты, игры.
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозайка-синтез, 2014г.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
Категория: Воспитатель года 2020 | Добавил: rudenko (15.02.2020)
Просмотров: 136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 shitikovat • 20:48, 20.02.2020 [Материал]
Интересная разработка!!!
avatar